Все, что дальше описывается, выполняется правой рукой гитариста.

Тонкими будем считать струны - с 1 по 3

Толстыми (басовыми) струнами будем считать струны с 4 по 6

Все ритмические приемы извлечения звука можно собирать, комбинируя более простые движения, которые бывают такими:
Y

щипок одним пальцем (2-м, 3-м или 4-м ) одной из тонких струн
X

щипок большим пальцем одной из толстых струн
ЯЯЯЯЯ
Y Y Y

щипок тpемя пальцами тpех тонких струн. Три пальца одновременно и параллельно друг другу дергают за три соседние струны, обычно за более тонкие струны.
/\
Ь

удаp указательным пальцем свеpху вниз, как правило, по более тонким струнам. Удар выполняется ногтем указательного пальца по всем струнам, при этом палец быстро и энергично скользит по струнам и выделить отдельный звук для каждой струны нельзя.
/\
H

удаp большим пальцем свеpху вниз, как правило, играется по более толстым струнам. Удар выполняется подушечкой большого пальца по всем струнам, при этом палец быстро и энергично скользит по струнам и выделить отдельный звук для каждой струны нельзя.
\/
Ь

удаp указательным пальцем снизу вверх, как правило, по более тонким струнам. Удар выполняется подушечкой указательного пальца по всем струнам, при этом палец быстро и энергично скользит по струнам и выделить отдельный звук для каждой струны нельзя.
U
U
U

арпеджио - прием, при котором большой палец за одно движение сверху вниз дергает по очереди все струны, от 6-й до 1-й, при этом палец скользит подушечкой по всем струнам, достаточно быстро. Это не удар, так как звук каждой из струн должен слышаться отдельно от других и создавать ощущение прокатившейся волны.
          /Y
       /Y
   /Y
   /-/\b

щипковое арпеджио. 1-й, 2-й, 3-й и 4-й пальцы быстро, практически почти одновременно, дергают 4 струны, начиная от басовой, к более тонким. Выполняется еще быстрее чем простое арпеджио. Это тоже не удар, так как звук каждой из струн должен слышаться отдельно от других и также создавать ощущение прокатившейся волны, но эти звуки получаются более звонкими и более четкими.
      X/
   X/
X/

Ногтевое арпеджио. Практически это удар, но выполняется он ногтями 3-х пальцев, как бы щелчками по всем струнам сразу, при этом получается три быстрых, очень резких и четких удара, но каждый последующий должен чуть-чуть отставать от предыдущего. Может выполняться не по всем струнам, а, например только по трем тонким, в зависимости от требований аккомпанемента.
Ш
Ш
Ш

Пауза. Во время паузы не надо ничего дергать, наоборот, желательно приглушить струны, слегка прикоснувшись к ним внутренней стороной ладони.

Все графические изображения дальше нужно понимать как указание к однократному выполнению, например, знак Y означает, что нужно выполнить ровно один щипок одним пальцем.
РИТМИЧЕСКИЕ РИСУНКИ

Все мелодии, которые мы обычно поем, можно разбить на части, которые имеют одинаковую длительность. Такие части называют ТАКТЫ. Все мелодии имеют ритмический рисунок, определенную ритмичность чередования нот, причем этот рисунок на протяжении всей мелодии не изменяется. Главной чертой этого рисунка является РАЗМЕР - это количество наиболее ярких и энергичных нот в одном такте. Очень часто этот рисунок существует как бы сам по себе, только в голове музыканта, например, когда целый такт длится одна длинная нота или даже не нота, а пустота, пауза. Но ритм должен четко отсчитываться в памяти аккомпаниатора на протяжении всей мелодии.

Главная задача аккомпанемента - выделить те моменты, когда ноты должны звучать ярко и выделенно, даже если в этот момент звучит пауза, то есть задать и поддержать ритм на протяжении всей мелодии. Вторая задача аккомпанемента - украсить мелодию, заполнить паузы, окружить мелодию звуками, которые подчеркнут ее настроение. Наиболее часто применяют РАЗМЕРЫ, которые мы будем называть так: "ДВА"-"ТРИ"-"ЧЕТЫРЕ"-"ШЕСТЬ" и означают они то самое, названое выше, количество наиболее ярких и энергичных нот в одном такте. Например, если шагают солдаты, то они идут на счет: "РАЗ-ДВА-ЛЕВОЙ-ПРАВОЙ" это и есть размер "ЧЕТЫРЕ" и если солдаты будут петь песню, то им, чтобы не сбиться с шага придется петь именно в этом размере. Есть такая песня:

ВЫ СЛЫ -- ШИТЕ, ГРОХОЧУТ САПО----ГИ  пауза  пауза  пауза
     |       |       |      |     |    |      |      |
     раз     два    три   четыре  раз  два   три  четыре

И ПТИЦЫ   ОША---ЛЕЛЫ--Е   ЛЕ--ТЯТ     пауза  пауза  пауза
    |      |      |    |        |        |     |       |
    раз   два    три  четыре   раз     два   три    четыре

Если в этой песне на каждый счет зазвучит аккорд, то получится самый простой вид аккомпанемента. Графически он может выглядеть так:

ВЫ СЛЫ -- ШИТЕ, ГРОХОЧУТ  САПО----ГИ  пауза  пауза  пауза
    |       |       |      |       |    |      |      |
    ^       ^       ^      ^       ^    ^      ^      ^
    Ь       Ь       Ь      Ь       Ь    Ь      Ь      Ь

    1       2       3      4       1    2      3      4

Все удары попадают на гласные звуки. Это потому, что согласные звуки петь нельзя, они не тянутся. Видно, что аккомпанемент повторяет одно и то же, как бы по кругу. Чтобы условно изобразить рисунок такого ритма, достаточно изобразить то, что постоянно повторяется:

|                |
| ^   ^   ^   ^  |
| Ь   Ь   Ь   Ь  |
|                |
| 1   2   3   4  |
|                |

Ритм 4 можно аккомпанировать ударами указательного пальца на счет 1-2-3-4

| ЯЯЯЯЯ   ЯЯЯЯЯ   ЯЯЯЯЯ   ЯЯЯЯЯ  |
| Y Y Y   Y Y Y   Y Y Y   Y Y Y  |
|   X       X       X       X    |
|                                |
|   1       2       3       4    |

Для этой же песни можно использовать очень простой и эффектный рисунок ритма, щипком трех тонких струн и басовой струны.

     Эти примеры даны только для того, чтобы показать, что рисунков ритма может быть много. Каждый прием нужно отрабатывать в очень медленном темпе, обязательно отсчитывая вслух или про себя ударные тактовые цифры, которые написаны под стрелками.

Главное - не спешить! Сначала отработайте ритм на приглушенных струнах, без всяких аккордов. Потом возьмите простой аккорд, например E, или D, или C и тренируйтесь на одном аккорде. В аккорде не должны звучать плохо прижатые струны, ритм должен быть ровным, медленным и четким. Только после этого учитесь делать связки между аккордами, начиная их с аккордов открытых тональностей, например D-G-D-A и т.д.

Дальше будут даны графические изображения наиболее часто применяющихся ритмических рисунков.

Большинство ритмов 4 легко переводится в ритм 2, для этого нужно просто вдвое уменьшить рисунок. Так же легко ритм 3 переводится в ритм 6, поэтому будут даны основные изображения только ритмов 4 и 3.
РИТМЫ "4"
/\
Ь     /\
Ь     /\
Ь     /\
Ь
1     2     3     4
 

Один из самых простых рисунков. Используется для аккомпанемента песен с четким маршевым ритмом, с четким и суровым текстом, играется уверенно и громко, особенно хорош в большой компании. Темп медленный.
    
/\
Ь     /\
H     /\
Ь     /\
H
1     2     3     4

Удар большого пальца имеет более "мягкий" характер, чем указательного, поэтому такой рисунок чаще используется для аккомпанемента песен с четким ритмом и медленным темпом, более мелодичных, но поющихся наполовину речитативом. Такой же рисунок в быстром темпе используется для аккомпанемента "блатных" песен с простой мелодией.
    
/\
H     /\
Ь     /\
H     b
\/     /\
Ь
1     2     3     и     4

Обратный удар указательным пальцем в 4 такте очень "оживляет" рисунок ритма и делает его универсальным. Используется очень часто для мягкого аккомпанемента песен с простой мелодией как с медленным, так и с быстрым темпом, может передать как мягкость мелодии, если удар большого пальца растягивать и смягчать, так и четкий ритм в большой компании.
    

X     /\
Ь    
X     b
\/     /\
Ь
1     2     3     и     4

Здесь удар большого пальца заменен щипком. Это придает рисунку ритма острый характер, делает его очень четким, позволяет варьировать басовую струну, разнообразить ноты в аккорде.
    
/\
H     b
\/     /\
Ь     /\
Ь     /\
H     b
\/     /\
Ь     /\
Ь
1     и     2     и     3     и     4     и
Удары "2" и "4" должны быть немного "острее" остальных

Здесь каждый удар из 4-х заменен двумя, это дает аккомпанементу высокую динамичность, эффект "полета", стремительного движения. В то же время при медленном темпе этот рисунок замечательно подходит для аккомпанемента блюзов.
    

X     b
\/     /\
Ь     /\
Ь    
X     b
\/     /\
Ь     /\
Ь
1     и     2     и     3     и     4     и

Такой же рисунок с щипком басовой струны придает аккомпанементу четкость и остроту. Играется, как правило, в быстром темпе.
    

X     b
\/     /\
Ь     b
\/    
X     b
\/     /\
Ь     b
\/
1     и     2     и     3     и     4     и

Довольно сложны для исполнения рисунок создает эффект непрерывного динамичного, но ровного движения. Играется, как правило, неторопливо.
    
U
U
U     U
U
U     U
U
U     U
U
U
1     2     3     4
 

Прием игры "арпеджио" выполняется медленно и плавно, поэтому он применяется для аккомпанемента песен с медленным темпом, негромких и мелодичных. Этот рисунок очень мягкий, ритмически нечеткий.
    
       /Y
    /Y
/Y
/-/\b        /Y
    /Y
/Y
/-/\b        /Y
    /Y
/Y
/-/\b        /Y
    /Y
/Y
/-/\b
1 2 3 4
 

Прием игры "щипковое арпеджио" выполняется щипком, что делает его ритмически острым, четким, с выделением высоких звуков, позволяет также изменять ноты как в басу, так и на тонких струнах, поэтому он напоминает звук арфы и поэтому используется в неторопливых, очень мелодичных песнях, романсах, серенадах.
    

X Y

            /Y
       /Y
   /Y
   /-/\b Y

1 2 3 4
 

Тот же прием с комбинацией щипковых элементов, позволяет уменьшить время звучания гитары в аккомпанементе, отдать больше возможностей для звучания голоса. Используется для аккомпанемента тихих и нежных серенад и романсов.
    
ЯЯЯЯЯ
Y Y Y

X ЯЯЯЯЯ
Y Y Y

X ЯЯЯЯЯ
Y Y Y

X ЯЯЯЯЯ
Y Y Y

X
1 2 3 4
 

Несмотря на исполнение щипком, это очень строгий и весьма громкий рисунок, используется для маршевых, суровых и четких песен с медленным темпом.
    

------- Y -------
--- Y  ---  Y ---
- Y - Y - Y - Y

X

1 и 2 и 3 и 4 и

 

Классический прием, называемый "переборы". Горизонтальные линии показывают рекомендуемое движение пальцев по тонким струнам. Исполнение щипком позволяет менять и басовые и тонкие струны, непрерывно менять рисунок аккорда, украшая аккомпанемент. Используется для негромких, очень мелодичных песен, обычно в невысоком и даже очень медленном темпе. Каждая нота должна звучать чисто, без дребезга и без искажений.
    
/\
Ь     /\
H     b
\/     /\
Ь     /\
H     b
\/     /\
Ь     /\
H
1     и     2     и     3     и     4     и

Знаменитая "восьмерка". Довольно сложный для исполнения рисунок создает эффект непрерывного динамичного, но ровного движения. Играется, как правило, неторопливо.
    

X               X/
   X/
X/    
/\
Ь    

X    
/\
Ь    

X    
/\
Ь
1     и     2     и     3     и     4     и

Испанский бой Острые удары, острый щипковый бас и ногтевое арпеджио напоминают латиноамериканские ритмы с кастаньетами. Играется неторопливо, но азартно.
    
Ш
Ш
Ш               X/
   X/
X/    
/\
Ь    
/\
Ь    
/\
Ь    
/\
Ь     Ш
Ш
Ш
1     и     2     и     3     и     4     и

Это тоже латиноамериканский ритм. Две паузы оставляют слушателю место для фантазии, ритм как бы зависает в воздухе и хорошо сочетается с хлопаньем ладош, звуками маракасов и т.д.
РИТМЫ "3"
/\
Ь     /\
Ь     /\
Н
1     2     3
 

Один из самых простых рисунков. Используется для аккомпанемента песен с четким ритмом вальса, с четким текстом, играется уверенно и громко, особенно хорош в большой компании. Темп медленный.
    

X     /\
Ь     /\
Ь
1     2     3
 

Здесь удар большого пальца заменен щипком. Это придает рисунку ритма острый характер, делает его очень четким, позволяет варьировать басовую струну, разнообразить ноты в аккорде.
    

/\
H     Ш
Ш
Ш    
/\
H
1     2     3
 

Пауза в рисунке делает его "рваным", несимметричным, что придает мелодии особую напряженность, требует очень аккуратного исполнения.
    
U
U
U     U
U
U     U
U
U
1     2     3
 

Прием игры "арпеджио" выполняется медленно и плавно, поэтому он применяется для аккомпанемента песен с очень медленным темпом, негромких и мелодичных. Этот рисунок очень мягкий, ритмически нечеткий.
    
       /Y
    /Y
/Y
/-/\b            /Y
    /Y
/Y
/-/\b            /Y
    /Y
/Y
/-/\b
1     2     3
 

Прием игры "щипковое арпеджио" выполняется щипком, что делает его ритмически острым, четким, с выделением высоких звуков, позволяет также изменять ноты как в басу, так и на тонких струнах, поэтому он напоминает звук арфы и поэтому используется в неторопливых, очень мелодичных песнях, романсах, серенадах.
    

X            /Y
    /Y
/Y
/-/\b            /Y
    /Y
/Y
/-/\b
1     2     3
 

Тот же прием с комбинацией щипковых элементов, позволяет уменьшить время звучания гитары в аккомпанементе, отдать больше возможностей для звучания голоса. Используется для аккомпанемента тихих и нежных серенад и романсов.
    

X     Y

           /Y
    /Y
/Y
/-/\b
1     2     3
   

2 - й вариант с комбинацией щипковых элементов
    

X     ЯЯЯЯЯ
Y Y Y
    ЯЯЯЯЯ
Y Y Y
1     2     3
 

Исполненяется щипком. это очень строгий и весьма громкий рисунок, используется для классических песен в ритме вальса с медленным темпом.
    

X    
ЯЯЯЯЯ
Y Y Y
           /Y
    /Y
/Y
/-/\b
1     2     3
 

Тот же прием с комбинацией щипковых элементов смягчает рисунок, сохраняя его четкость. Темп очень медленный.
    

------- Y -------
---- Y  --- Y ---
- Y ---------  Y

X

1  и  2  и  3  и

 

Классический прием, называемый "переборы". Горизонтальные линии показывают рекомендуемое движение пальцев по тонким струнам. Исполнение щипком позволяет менять и басовые и тонкие струны, непрерывно менять рисунок аккорда, украшая аккомпанемент. Используется для негромких, очень мелодичных песен, обычно в невысоком и даже очень медленном темпе. Каждая нота должна звучать чисто, без дребезга и без искажений.