Предисловие. Читать обязательно!
Данная статья не является ни уроком Академии Гитары, ни даже рекомендацией к обучению. В учебном курсе Академии Гитары аккомпанирование приемом разгеадо (а именно так называется то, что в любительской среде получило название "бой") изучается во втором семестре, только после изучения важных подготовительных аспектов музыкальной теории и приобретения навыков практической игры.
Однако мы видим, что на всех гитарных форумах с регулярной частотой появляются вопросы: Что такое "гитарный бой"? Как играть "боем" на гитаре? Каким "боем" играть такую-то песню? Эти вопросы, как правило, задают люди, еще не умеющие играть на гитаре. Они хотят быстро и самостоятельно освоить аккомпанемент - и это по сути хорошо.
Плохо лишь, с нашей точки зрения, то, что в ответ на свой вопрос человек слышит, что играть на гитаре проще простого, вот есть "гитарный бой", зажимаешь так аккорды, вот так бьешь по струнам - и все. Это либо объяснение такого же гитариста-любителя, недалеко ушедшего от примитивных аккордов, либо сознательная попытка не слишком затруднять себя обучением настоящей игре на гитаре.
Однако мы понимаем, что все равно будут находиться те люди, кто хочет освоить игру аккордами "с нуля", и все равно будут те, кто скажет: "Это очень просто. Бери гитару и бей по струнам так..."
Поэтому мы и решили: если уж человек и решит осваивать гитару сам, и сразу с игры "боем" на гитаре, пусть у него будет хотя бы толковое описание того, как можно начать играть быстро, здесь и сейчас.
Что ж, отвлечемся от высокого искусства и вернемся к истокам. Урок-факультатив по дворовому исполнению ваших любимых хитов начинается...
* * *
Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема - "разгеадо". Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки
В любительской среде возник термин "игра боем", или "гитарный бой". Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом "ставит аккорды" на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же "бой", то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам.
Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного "боя", один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.
Пример ритма в формате mp3: здесь (142 кБ)
Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:
- удар сверху вниз по струнам
- удар сверху вниз с глушением
- удар снизу вверх по струнам
Почему удар сверху вниз обозначили стрелкой вверх? Струны гитары принято изображать в "перевернутом" виде, верхняя струна (шестая, самая толстая) снизу, а нижняя (первая) - сверху. Гитарист, когда держит гитару в руках, или если положит ее на колени, видит ее именно таким образом. Поэтому на рисунках нарисованы шесть "перевернутых" струн гитары, и направление удара по ним. Кстати, аналогично расположены ноты на нотном стане: низкие - внизу, высокие - вверху.
Удар сверху вниз по струнам может исполняться и одним, и несколькими пальцами правой руки. Кисть начинает движение над шестой струной. Старайтесь извлекать звук в основном за счет поворота кисти: в момент соприкосновения с шестой струной кисть слегка отклонена вверх, а после "удара" по струнам направлена вертикально вниз. Рука (предплечье) также движется вниз, помогая извлекать звук, локоть неподвижен.
Удар сверху вниз по струнам с глушением делается аналогично, только сразу после удара по струнам нужно прижать их ладонью. Движение кистью такое же, как в прошлый раз, в начале звукоизвлечения кисть слегка отклоняется вверх, потом пальцы скользят вниз по струнам, кисть разворачивается вниз и одновременно вы опускаете кисть на струны, практически не давая им звучать. Обратите внимание на положение кисти после удара:
Удар снизу вверх - это даже не удар. Вы возвращаете кисть на место, одновременно проводя подушечками пальцев снизу вверх по струнам. Палец как бы "гладит" струны, двигаясь вверх. При этом все же постарайтесь, чтобы фаланга пальца при скольжении стояла перпендикулярно струнам (или как можно ближе к этому положению), тогда звук будет более акцентированным. При движении вверх не пытайтесь скользить по всем шести струнам, 3-4 нижних струны будет достаточно.
* * *
Теперь переходим собственно к "игре боем".
Сам ритмический рисунок можно услышать в звуковом файле MP3 (это та же ссылка, что и выше), или вот в этом midi. Не обращайте внимания на конкретные аккорды и ноты, важно уловить сам ритм.
А вот как его играть:
Темно-красные точки снизу грифа - это т.н. "тики", четвертые ноты. Если вы будете отбивать темп ногой, или используете метроном, то каждая точка - это удар метронома или ноги.
Получается такой ритм: вниз - (пауза) - вниз c глушением - вверх - (пауза) - вверх - вниз c глушением - вверх.
Дальше повторяем тот же ритм.
* * *
Как я уже писал, с помощью такого нехитрого приема можно сыграть аккомпанемент для большинства песен. Варьируйте ритмический рисунок для разных произведений, попробуйте не глушить струны, попробуйте делать удар вниз большим пальцем, а вверх не "бить" по струнам, а извлекать звук классическим способом, цепляя струны пальцами. Вариантов много.
Предвосхищая вопрос о том, каким "боем" играется такая-то песня, отвечаю.
Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют "боем"; по крайней мере не так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по гитаре от начала композиции и до ее конца.
Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику, звук от такого "аккомпанемента" вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного "боя". А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь "хрустящий", отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.
Поэтому на вопрос, каким вариантом гитарного "боя" играть ту или иную песню, ответ простой: слушайте ритм песни, придумывайте "бой" с похожим ритмическим рисунком. Это если хотите сыграть хоть как-то. А если хотите играть хорошо - учитесь музыке, учитесь настоящему гитарному искусству.
Успехов, и любите гитару!